Программа экологического образования «Мы» Кондратьевой |
Наталья Кондратьева создала программу дошкольного воспитания «Мы» в середине 90-х на волне модной тогда экологичности. Помните: экобезопасность, экодизайн, экокультура… Последняя стала отправной точкой программы, ее базой и ожидаемым результатом. Как все талантливые люди, питерский педагог понимала термин «экокультура» по-своему. Все в природе связано: живые существа, неживые объекты и человек, как неотъемлемая ее часть – в чем-то ее понимание было сродни древним грекам, включавшим в список живых существ камни и песок. Сама автор определила его во введении к программе как «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». Подобный подход принес свои плоды: сегодня парциальная программа экологического дошкольного воспитания «Мы» включена в образовательные планы большинства детских садов России. «Как научить малыша относиться к природе бережно, как к самой дорогой, любимой игрушке?» - такую проблему предстояло решить педагогу. Ответ был известен еще со времен античных менторов: учись, играя. Например, малыш идет по условной экотропе вслед за воспитателем и узнает из его рассказа о цветах и травах, кустах и деревьях, зверях и птицах. И одновременно усваивает, что мусор на поляне – плохо, а птичья кормушка – хорошо. Или собирает коллекцию лесных запахов в пару к мозаике из осенних листьев, поделкам из травы и шишек. Еще Н.Кондратьева придумала «Экотеатр». Если ребенок представил себя кузнечиком или пчелой, разве такое забудется? В программе «Мы» можно найти еще много оригинальных методик для занятий на природе, с природным материалом или с использование природной тематики. Включены в программу и теоретические разделы знаний об экологии, ботанике и зоологии, загрязнении окружающей среды и мерах ее защиты на бытовом уровне. Подробно освещаются примеры варварского и гуманного отношения к природе, рассказ о которых может заинтересовать малыша и запомниться ему. Все это при комплексной подаче ложится в основу экологического сознания ребенка, формирует у него систему ценностей, построенную на идее бережного отношения к природе. Давно известно, что даже самую лучшую лекцию малыш не в силах усвоить. А играя по методикам программы, он легко впитывает то, что воспитатель вкладывает в его сознание: природа – живая, как и ты, и относиться к ней нужно так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И потом, став взрослее, он, может быть, применит этот принцип и в других жизненных ситуациях.
|
|
Детсады по районам
Школы
Написать нам
Хотите добавить данные в учреждение? Нашли опечатку?
Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.